ДИНАМИКА БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ САМОЛЕТА

4.1. СТРУКТУРА БОКОВОГО ДВИЖЕНИЯ

Боковое движение самолета-это поступательное движение его центра масс в направлении, перпендикулярном его плоскости симметрии ХОУ, а также вращательное движение относительно центра масс вокруг осей ОХ и ОУ. Пусть исходным невозмущенным движением самолета является прямолинейный установившийся горизонтальный полет, а все силы и моменты, действующие на самолет в полете взаимно уравновешены при отсутствии управляющих воздействий и внешних возмущений. Если к самолету приложить управляющее воздействие или внешнее возмущение, вызывающие его вращение вокруг осей ОХ или ОУ, или смещение вдоль оси OZ, то боковое движение самолета станет вынужденным, а после снятия управляющего воздействия или внешнего возмущения-собствен­ным. Ввиду того что боковое движение сопровождается вращением отно­сительно двух осей, оно в некотором смысле сложнее, чем продольное. В общем случае при достаточно больших возмущениях боковое движение вызывает существенное изменение параметров продольного движения, т. е. возмущенное движение самолета принимает пространственный характер. Для того чтобы рассматривать боковое движение изолированно от про­дольного, возмущения должны быть малы, тогда боковое и продольное движения независимы друг от друга.